Материально-техническое обеспечение и оснащенность
Информация об условиях питания обучающихся PDF Печать E-mail
 
 
В МБОУ «Лянторская СОШ № 5» организовано двухразовое бесплатное питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
 

Нормативно-правовые акты

 
Мобильная группа
 
Бракеражная комиссия

Рекомендации родителям

 

Перспективное меню

 

Положение о пищеблоке

 
 
 
Об остальных условиях питания обучающихся можно узнать из «Положения об организации горячего питания в МБОУ «Лянторская СОШ № 5».
 
Материально-техническое оснащение PDF Печать E-mail
 
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в МБОУ «Лянторская СОШ № 5» обустроен пандус.
 
 
 
 
 
А также нанесена разметка ступеней и дверей для слабовидящих обучающихся.
 
 
 
I. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1.    Перечень учебных кабинетов:
1.1. Начальная школа № 110, 114, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210
1.2. Математика № 307, 308
1.3. Физика № 109
1.4. Русский язык и литература № 303, 304
1.5. Химия № 311
1.6. Биология № 105
1.7. География № 104
1.8. История № 302
1.9. Иностранный язык № 301, 312
1.10. Музыка и ИЗО № 310
1.11. Информатика № 305, 306
 
2.    Кабинеты технологии:
2.1.Технология для мальчиков (слесарная, столярная мастерские) № 117
2.2.Технология для девочек № 115
 
3.   Библиотека
Площадь 48,6 кв.м.
 
4.    Актовый зал
Площадь: 228,6 кв.м.
 
5.   Спортивный зал
Площадь 266,6 кв.м.
Имеется: тренерская, инвентарная, раздевалки для девочек и мальчиков, санузлы, душевые.
 
6.   Гимнастический зал
Площадь 114,1 кв.м.
Имеется: раздевалки для девочек и мальчиков, инвентарная. 
 
7.   Спортивные площадки (плоскостные сооружения):
 
7.1.Футбольное поле 2400 кв.м. Оборудование: ворота футбольные.
7.2.Площадка для занятий легкой атлетикой 400 кв.м. Оборудование: спортивный комплекс, рукоход, лабиринт, турник тройной, брусья спортивные, тренажер уличный, скамья атлетическая.
7.3.Площадка для игр младших классов 360 кв.м. Оборудование: детский игровой комплекс, спортивный комплекс, теннисный стол, лабиринт, диван «Виолетта».
7.4.Баскетбольная площадка 420 кв.м. Оборудование: стойки баскетбольные.
7.5.Яма для прыжков в длину 60 кв.м.
7.6.Беговая дорожка (100 м.) 400 кв.м.
7.7.Полоса препятствий 620 кв.м. Оборудование: ров, комбинированное препятствие, лабиринт, разрушенная стена, разрушенная лестница.
7.8.Зона отдыха 340 кв.м.
 
 
 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
 
Здание школы, подсобное помещение введены в эксплуатацию в 1990 году.
 
Состав объекта
Название составляющих объект недвижимости
Краткое описание
Общая площадь (кв.м.)
Площадь застройки
Протяженность
Школа № 5 на 844 учащихся
стены – ж/б панели,
кровля – рулонная совмещенная
4303,0
1890,4
 
Подвал
стены – ж/б блоки 
 
1764,6
 
 
Холодный пристрой
стены – кирпич,
кровля – рулонная совмещенная
 
30,7
 
Сети канализации
1ф219
 
 
92,8
Сети тепловодоснабжения
2ф100, 1ф57
 
 
30,7
Линия электропередачи кабельная
АВВГ3х120
 
 
152,0
Проезды и площадки
асфальт
5122,48
 
 
Тротуар
плитка
761,51
 
 
Ограждение
металлическое
 
 
553,3
Площадь застройки земельного участка – Сети уличного освещения освещение
АВВГ 4х6
 
 
509,4
Подсобное помещение школы № 5
стены – кирпич,
кровля – рулонная совмещенная
107,0
148,3
 
 
ШКОЛА:
Площадь территории – 19405,28 кв.м.
Общая площадь основного строения – 5840,4 кв.м.
Площадь застройки земельного участка – 2161,6 кв.м.
 
ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ:
Площадь основного строения – 105,8 кв.м.
Площадь застройки земельного участка – 148,3 кв.м.
 
 
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
Наименование
Количество
Площадь (кв.м.)
1.
Медицинский блок (лицензированный)
1
 
1.1.
Медицинский кабинет
1
16,4
1.2.
Процедурный кабинет
1
12,1
2.
Библиотека
1
48,6
3.
Спортивный зал
1
266,6
4.
Гимнастический зал
1
79,1
5.
Кабинет узких специалистов (служба сопровождения)
 
 
5.1.
Кабинет педагога-психолога
2
32,7
5.2.
Кабинет учителя-логопеда
1
52,0
5.3.
Кабинет социального педагога
1
16,35
5.4.
Кабинет педагога-организатора
1
16,35
6.
Учебные кабинеты
 
 
6.1.
Кабинет английского языка
2
68,7
6.2.
Кабинет географии
1
53,0
6.3.
Кабинет истории
1
49,3
6.4.
Кабинет биологии
1
65,3
6.5.
Кабинет математики
2
99,8
6.6.
Кабинет русского языка и литературы
2
102,2
6.7.
Кабинет ИЗО (музыки)
1
36,3
7.
Специализированные кабинеты
1
 
7.1.
Кабинет физики
1
66,6
7.2.
Кабинет химии
1
64,7
7.3.
Кабинет начального класса
9
450,9
7.4.
Кабинет ОБЖ
1
60,4
7.5.
Кабинет информатики и информационных технологий
2
127,8
7.6.
Технологии мальчиков (мастерские)
2
121,9
7.7.
Технология девочек
1
49,4
7.9.
Лаборантские
5
84,0
8.
Административные кабинеты
 
 
8.1.
Кабинет директора
1
36,0
8.2.
Приемная
1
16,7
8.3.
Кабинет заместителя директора
5
59,1
9.
Учительская
1
29,6
10.
Актовый зал (на 180 посадочных мест)
1
228,6
11.
Столовая
 
 
11.1.
Обеденный зал (на 120 посадочных мест)
1
127,0
11.2.
Пищеблок
1
101,6
12.
Хозяйственный блок
15
157,8
13.
Рздевалки
4
50,2
14.
Подсобные помещения
3
8,9
15.
Душевые
2
2,6
16.
Санитарно-гигиенические комнаты
10
96,1
17.
Коридоры
 
924,9
 
 
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ЗА 2018 г.
 
        Материально-техническая база – необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития.
Материально-техническая база дает возможность организовать дополнительные образовательные услуги, учебно-производственную деятельность, проводить культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.
В настоящее время Министерством образования РФ уделяется большое внимание модернизации материально-технической базы системы образования. Выделяются немалые бюджетные средства. За последние четыре года в районе предприняты значительные усилия по оснащению образовательного процесса школ учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием.
        Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления  учебного процесса.
Материально-техническое обеспечение школы соответствует нормативным требованиям ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, а также строительным нормам. В школе сформирована образовательная среда, которая способствует развитию ребенка и его здоровьесбережению.
         В целях улучшения условий осуществления образовательного процесса  с учетом анализа состояния материально–технической базы, требований к условиям осуществления образовательного процесса, требований действующего законодательства в области оснащения учебных кабинетов и школьных помещений современным оборудованием, в учреждении  осуществлен   ряд  мероприятий по обеспечению школы современным оборудованием,  оргтехникой, лабораторным оборудованием и робототехникой, спортивным инвентарем и прочими материалами. 
     Совершенствование материально-технической базы школы проводится в плановом режиме.
 
Анализ формирования материально-технической базы и сумма затрат на приобретения
                                                                                                                                       
Наименование
Сумма, (тыс.руб.)
1.
Ученическая мебель
741501,00
2. Спортивый инвентарь 196232,10
3. Учебно-наглядные пособия 118116,73
4. Поставка учебной литературы 849655,05
  ИТОГО 1905504,88
 
 
Оснащение спортивным оборудованием и инвентарем
№ п/п
Наименование оборудования и инвентаря
Имеется в наличии
1.
Стенка шведская
1
2.
Бревно гимнастическое
3
3.
Козел гимнастический
1
4.
Конь гимнастический
1
5.
Брусья гимнастические
3
6.
Мост гимнастический
2
7.
Перекладина гимнастическая
1
8.
Канат для лазанья
1
9.
Скамейка гимнастическая
6
10.
Обруч алюминиевый
10
11.
Обруч алюминиевый утяжеленный
20
12.
Штанга тренировочная
1
13.
Штанги
2
14.
Кегли
2
15.
Обруч взрослый
10
16.
Обруч гимнастический
5
17.
Маты гимнастические
29
18.
Мяч гимнастический
2
19.
Скакалка пластиковая
35
20.
Палка гимнастическая
10
21.
Стойки для прыжков в высоту
11
22.
Мячи баскетбольные
74
23.
Сетка волейбольная
8
24.
Сетка футбольная
3
25.
Сетка баскетбольная
2
26.
Сетка для настольного тенниса
8
27.
Мячи волейбольные
61
28.
Мячи футбольные
62
29.
Мячи гандбольные
5
30.
Мячи для метания на дальность
14
31.
Комплект лыжный
25
32.
Канат гимнастический
2
33.
Мячи для настольного тенниса
20
34.
Бадминтон
4
35.
Мяч для бадминтона
60
36.
Щит для метания меча в цель
2
 
Финансирование  осуществлялось  за счет:
   - федерального бюджета;
   - бюджета Ханты-Мансийского  автономного округа-Югра;
   - бюджета  Сургутского района.
   - средств Думы Сургутского района
 
 
 
Компьютеризация
     На протяжении последних четырех лет одним из значимых направлений в деятельности образовательного учреждения  стала компьютеризация школы.
        Создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий
      Проведённый мониторинг обеспеченности учреждения мультимедийной техникой, оргтехникой, техническими средствами обучения, электронными учебными изданиями показал:
 
Наименование оборудования
Количество (всего в учреждении)
Компьютеры
95
Ноутбуки
83
Нетбуки
0
Сканеры
6
МФУ
11
Принтеры
47
Итого оргтехника, вычислительная техника:
242
Проекторы
40
Документ-камера,
веб-камера
12
Копировальный аппарат
18
Интерактивные доски
29
Графический планшет
6
Итого технические средства обучения:
105
Телевизор
12
Цифровая фотокамера
5
Цифровой фотоаппарат
1
Итого электро-бытовые товары:
18
Система голосования (система оперативного опроса знаний учащихся)
2
Цифровые образовательные ресурсы (лабораторные комплекты, цифровые лаборатории по предметам)
54
Учебные издания на CD и DVD дисках
262
Итого цифровые образовательные ресурсы:
318
ВСЕГО:
541
    
Ввиду того, что на протяжении последних пяти лет финансирование образовательных учреждений проводилось на достаточно высоком уровне и по различным целевым программам, необходимость в приобретении заметно снизилась. Однако, в связи с переходом образовательных учреждений на новые стандарты обучения возникает необходимость в приобретении современных цифровых образовательных ресурсов.
      В 2018 году приобретено мебели на 741501,00 рублей.
      Таким образом, улучшение и обновление материально-технической базы в образовательном учреждении современным компьютерным и лабораторным  оборудованием, техническими средствами обучения, наглядными пособиями, позволяют повысить уучащихся и педагогов интерес к предмету, усвоение материала,  возможность  создания  интересного  урока с компьютерной поддержкой влюбых предметных кабинетах.
 
 
В образовательном учреждении разработаны:
 
  1. Паспорт комплексной безопасности
  2. Энергетический паспорт
  3. Декларация пожарное безопасности
  4. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда
  5. Паспорт дорожной безопасности
  6. Паспорт доступности
  7. Паспорт образовательной организации
 
Программы:
     
1.      Программа развития материально-технической базы учреждения
2.      Программа "Энергосбережения и повышения энергетической эффективности"
 
ЭОР PDF Печать E-mail
Электронные образовательные ресурсы сети интернет:
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Открытый банк заданий ЕГЭ http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/Электронно-образовательные ресурсы,
доступ к которым обеспечивается обучающимися.
 
1) ЭОР на CD, DVD дисках.
 
Название ресурса
Начальная  школа
Infourok. Начальная школа.
Интерактивные карты для начальной школы
Нескучные уроки
Программно-методический комплекс. Начальная школа
Рабочая программа и технологические карты уроков по УМК «Школа России»
Программно-методический комплекс. Литературное чтение.
Математика
Математика 2.3,4,5,6 классы
Алгебра
Алгебра 7 -11 класс
Алгебра и начала анализа 11 класс
Уроки алгебры.7,8,9, 10,11 классы
Геометрия
Геометрия
Уроки геометрии. 7,8,9,10,11 классы
Английский язык
Английский для школьников
Английский для школьников 1 -4-х классов
История
Античность - литература и искусство
Атлас Древнего мира
Атлас мира
Барокко
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Средние века.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Древний мир
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Новая история
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Новейшее время
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории до XIXв.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории XIX - ХХ вв.
Древний Египет
Древний Рим
Древняя Г реция
История 5 - 6 классы
История Древнего времени
История нового времени
История России
История. Обществознание. Право
История России с древнейших времён
История сборной СССР на чемпионатах Европы по футболу
История средних веков
История средних веков. 6 класс
История средних веков. 8 класс
Новейшая история зарубежных стран
Индуизм
Интерактивные карты по истории
Религии мира
Уроки отечественной истории XIX - XX вв.
Энциклопедия религий мира
Природоведение
Природоведение 5 класс
Биология
Биология 6,7,8, класс
Биология в школе
Животные Австралии
Животные Африки
Определитель растений ХМАО
Животные Сибири
Животные Южной Америки
Образовательные учебные комплексы по предмету «Биология»
Русский язык
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 5 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 6 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 7 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8-9 класс
Из истории русской письменности
Русский язык. 1 -4 классы
Русский язык. 2, 3, 4 классы
Русский язык. 5-11 классы
Русский язык. Морфология. Орфография
Уроки русского языка. 5,6,7.8,9 классы
Фраза
Литература
Биографии писателей
Борис Пастернак "Свеча горела"
В мире русской литературы
В памяти и делах: Мухтар Назаргалеев
Вдохновенная Марина
Великие мысли великих людей
Великие русские поэты
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 10 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 11 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 5 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 6 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 8 класс
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 9 класс
Древнерусская литература
А. С. Пушкин в зеркале двух столетий
Классики русской литературы
Писатели России
Писатели серебряного века
Портрет
Максим Горький - жизнь в борьбе
Образы Бориса Пастернака
Отечества достойный сын - Н. А. Некрасов
Пушкин. Лицейские годы
Поэт и время Анна Ахматова
Море, живопись и поэзия
Уроки литературы. 9,10 классы
Искусство
Библейские сюжеты в искусстве
Искусство Древнего Египта
Искусство Японии
История искусства: классические труды
Животные в искусстве
Натюрморт
Путь к Леонардо
Модерн
Мировая художественная культура
Секреты живописи для маленьких художников. Форма
Сокровища мирового искусства
Орнамент
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
Шедевры русской живописи
Экология
А. Азаренок. Экологизированные рубки леса
Краеведение
История  Югорской земли
Югория Энциклопедия ХМАО
И. Мюллер Нравы и обычаи
Люби и знай свой край
Песни народов Севера
Именное месторождение Дунаевское
Именное месторождение Березовское
Именное месторождение Назаргалеевское
Дикий Запад. Западная Сибирь
Химия
В. В. Зеленцов Открытая химия
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии 10 - 11 класс
Уроки химии. 10-11 классы
Уроки химии. 8-9 классы
Химия 8 класс
Химия 9 класс
Химия в школе
Физика
Интерактивный курс "Физика, 7-11 классы"
Уроки физики. 7,8,9,10,11 класс
Физика. Библиотека наглядных пособий
География
В. Быковский Путь к полярным карьерам: Урал промышленный - Урал Полярный
География в школе
География России
География России. 8 класс
География. Наш дом - Земля
Города России
Интерактивные карты по географии
Московский Кремль
Народы России
Уроки географии. 6,7,10 классы
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Обитатели океанов
О. О. Алиев История географических открытий
Первый газ в Берёзове
Страны мира
Экономическая и социальная география мира. 10 класс
Обществознание
Обществознание 10-11 классы
ОБЖ
Основы безопасности жизнедеятельности
ОБЖ для детей и подростков
Право
Гончаров А. А. Гражданское право
В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю
Классные часы в начальной школе
Классные часы в средней школе
Сценарии школьных мероприятий
Портфолио ученика
Портфолио учителя
Летний лагерь
ПДД
ПДД 2010
Правила дорожного движения для школьников
Шмундяк В. Л. Правила дорожного движения для школьников
Медицина
Первая медицинская помощь
Лаборатория здоровья
Лекарственные растения
Внеурочная деятельность
Кулинария
Уроки рукоделия. Бисер
Вышивка крестом
Коллекция схем для вышивки крестом
Кружковая работа в школе
Вышивка крестом 3
 
 
 
2) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ- «Белый список».  
 
1. Федеральные образовательные ресурсы
1.1. Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
1.2. Федеральные информационно-образовательные порталы
2. Региональные образовательные ресурсы
2.1. Сайты региональных органов управления образованием
2.2. Региональные информационно-образовательные порталы
2.3. Проекты «Образование» и «Информатизация системы образования» в регионах Российской Федерации
3. Образовательная пресса
3.1. Средства массовой информации образовательной направленности
3.2. Издательства учебной литературы
4. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады
4.1. Конференции, выставки
4.2. Конкурсы, олимпиады
5. Инструментальные программные средства
6. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги
7. Ресурсы для администрации и методистов образовательных учреждений
8. Ресурсы для дистанционных форм обучения
9. Информационная поддержка Единого государственного экзамена
10. Ресурсы для абитуриентов
11. Ресурсы по предметам образовательной программы
Астрономия
Биология и экология
География
Иностранные языки
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
История
Литература
Математика
Мировая художественная культура
Обществознание. Экономика. Право
Русский язык
Физика
Химия
12. Рекомендации по использованию каталога образовательных ресурсов сети Интернет
 
 
Введение
 
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (http://www.e-rus.ru). Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОИС) на 2001–2005 годы проведено оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением; в ряде регионов реализованы проекты по созданию образовательных телекоммуникационных сетей; выполнена разработка новых электронных образовательных ресурсов; десятки тысяч педагогов прошли обучение эффективному использованию средств информатизации в своей профессиональной деятельности. Немаловажным результатом выполнения указанной программы стало создание системы федеральных образовательных порталов (http://www.edu.ru).
В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования» (проект ИСО), реализуемый Национальным фондом подготовки кадров (НФПК, http://www.ntf.ru) — некоммерческой организацией, созданной по решению Правительства Российской Федерации для выполнения масштабных проектов в сфере образования. Цель этого проекта — создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект рассчитан на пять лет и осуществляется по трем основным направлениям — «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров».
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования. Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен всем образовательным учреждениям страны.
Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru). В рамках этого проекта решается задача подключения к сети Интернет в 2006–2007 годах более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. Во время подготовки данного каталога практически ежедневно поступала информация из различных регионов России о подключении сотен школ к сети Интернет.
Таким образом, в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и лицензионного программного обеспечения для городских и сельских школ. Реализован ряд проектов, направленных на развитие телекоммуникационной среды сферы образования. Во многих регионах страны существенно расширен круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет. Существенные успехи достигнуты в области повышения квалификации работников образования и подготовки членов формирующегося информационного общества. Большая работа проведена в направлении совершенствования содержания образования и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой работы сформирована система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, созданы и развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически по всем школьным дисциплинам.
Подготовка настоящего каталога включала детальный анализ образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет. Результаты анализа убедительно свидетельствовали о том, что в настоящее время уже имеется большое количество материалов, адресованных преподавателям и учащимся. При этом продолжается интенсивный рост числа сайтов, содержащих образовательные ресурсы. Однако качество опубликованных в Сети образовательных ресурсов сильно варьируется.
В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование» (http://www.edu.ru). Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении интернет-ресурсов. Более того, по-прежнему значительная часть педагогов, сотрудников органов управления образованием и родителей негативно относится к Сети как к «информационной свалке», используемой учащимися в основном для поиска готовых сочинений, рефератов и других материалов сомнительного качества.
Указанные обстоятельства обусловливают актуальность задачи формирования и широкого распространения каталога образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и ориентированных на использование в системе общего образования. Каталог призван помочь педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить эффективность и качество учебного процесса. Он будет полезен также руководителям образовательных учреждений при поиске необходимой информации в Интернете, а также при принятии эффективных управленческих решений.
Публикация настоящего каталога, в котором собрано и классифицировано более 650 интернет-ресурсов для общего среднего образования, является еще одним средством информирования всех участников образовательного процесса об основных информационных ресурсах, использование которых сделает труд учителей и учеников более рациональным и эффективным.
В издании собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов, в том числе сайты органов управления образованием, публикации средств массовой информации образовательной направленности, сайты тематических Интернет-проектов и сетевых сообществ, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки и, конечно, тематические ресурсы по отдельным школьным дисциплинам. Принятая классификация ресурсов определила многоуровневую структуру каталога, состоящую из разделов и подразделов.
Первые два раздела каталога включают ссылки на официальные сайты федеральных и региональных органов управления образованием, федеральные и региональные образовательные порталы. Эти ресурсы содержат официальную информацию, нормативные документы, новости, анонсы мероприятий, базы справочных данных об учреждениях образования. Образовательные порталы включают электронные каталоги образовательных ресурсов, учебные и методические материалы, интерактивные сервисы. Представленные в этих разделах ресурсы сети Интернет также позволяют ознакомиться с федеральными и региональными программами и проектами в области образования, ходом их выполнения и основными результатами.
В третий раздел включены ссылки на сайты образовательных газет и журналов, а также интернет-представительства издательств, специализирующихся на выпуске учебной и методической литературы для общего образования. Большинство указанных в каталоге сайтов печатных изданий предоставляют доступ к полным текстам публикаций. В перечень также включены издания, не имеющие печатной версии, но публикуемые в сети Интернет и зарегистрированные как электронные средства массовой информации. На сайтах издательств можно ознакомиться с аннотированными каталогами выпущенной литературы и сделать заказ на приобретение требуемого издания. Большинство издательств предоставляет читателем возможность познакомиться с помощью Интернета с электронными версиями книг.
Ресурсы сети Интернет, собранные в четвертом разделе, знакомят педагогов и обучающихся с различными мероприятиями, проводимыми в сфере образования — конференциями, выставками, конкурсами и олимпиадами. При включении ссылок в каталог преимущество отдано ресурсам, посвященным массовым ежегодным мероприятиям всероссийского уровня. Дополнительную информацию о конкурсах и олимпиадах по конкретным предметам можно найти в одиннадцатом разделе.
При разработке электронных образовательных ресурсов, создании и поддержке систем дистанционного обучения, автоматизированных систем управления образовательными учреждениями используется специализированное программное обеспечение — так называемые инструментальные программные средства. Ссылки на сайты ведущих разработчиков подобных средств, содержащие описания программных продуктов, пробные версии программ, технические руководства и методические рекомендации приведены в пятом разделе настоящего каталога.
Образовательными ресурсами, эффективными с точки зрения достижения целей образования, являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Подборка русскоязычных интернет-ресурсов такого типа, завоевавших наибольшую популярность среди педагогов и их признание, представлена в шестом разделе. Достаточно очевидна практическая значимость этих ресурсов для подготовки занятий, организации внеучебной и внеурочной деятельности, досуга школьников.
В седьмой раздел включены ссылки на ресурсы сети Интернет, которые адресованы администрации и методистам образовательных учреждений. В эту группу вошли образовательные ресурсы, содержащие нормативные и методические материалы, результаты исследований и научно-методических разработок, сайты образовательных проектов и сетевых сообществ.
Небольшой по объему восьмой раздел содержит перечень ресурсов сети Интернет, нацеленных на повышение эффективности обучения, проводимого дистанционно. Полный доступ к учебным курсам при работе с такими ресурсами предоставляется, как правило, только зарегистрированным пользователям — учащимся, проходящим дистанционное обучение. Однако практически во всех таких ресурсах предусмотрен свободный доступ к отдельным содержательным компонентам, позволяющим ознакомиться с особенностями организации дистанционного обучения и специализированными учебными материалами.
Девятый раздел посвящен Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Наряду с ресурсами федерального уровня в этом разделе собраны ресурсы сети Интернет, созданные в региональных центрах оценки качества образования и содержащие сведения о ходе и результатах проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации. Очевидно, что использование ресурсов раздела поможет педагогам и обучающимся ознакомиться с содержанием контрольно-измерительных материалов, условиями и сроками проведения ЕГЭ.
Десятый раздел, названный «Ресурсы для абитуриентов», содержит перечень информационно-справочных систем, предоставляющих сведения об учреждениях высшего и среднего профессионального образования, правилах приема в них; приводящих примеры экзаменационных вопросов и заданий; содержащих информационные ресурсы, направленные на профессиональную ориентацию старшеклассников.
Одиннадцатый раздел каталога наибольший по объему. Его наполнение осуществлено путем сбора ссылок на информационные ресурсы по основным предметам программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В раздел включены подборки ресурсов по тринадцати предметным областям, а общее количество ссылок в разделе превышает 400. Следует отметить, что наряду с крупными образовательными Интернет-проектами, выполняемыми ведущими научно-педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и коммерческими компаниями, в данный раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов, выполненных по их личной инициативе и размещенных, как правило, на серверах, предоставляющих услуги бесплатного хостинга. Несмотря на то, что такие образовательные ресурсы обладают меньшей функциональной стабильностью и зачастую содержат материалы рекламного характера, не имеющие прямого отношения к тематике ресурса, составители каталога посчитали целесообразным включить в него подобные ресурсы, уже получившие признание в педагогическом сообществе и являющиеся продуктом творческой деятельности педагогов-практиков, которые проявляют инициативу в освоении и использовании информационных технологий.
Все собранные в каталоге ресурсы опубликованы на русском языке в российском сегменте сети Интернет. Учитывая необходимость ручного ввода интернет-адресов образовательных ресурсов при практическом использовании опубликованного на бумаге каталога, составители постарались включать в него ресурсы, имеющие относительно короткие интернет-адреса.
Заключительный раздел посвящен рекомендациям по использованию каталога в целях обеспечения педагогов, обучающихся и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией. В этом разделе приведены сведения, которые помогут повысить эффективность применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, в управлении образовательными учреждениями, в организации учебной деятельности школьников. Рекомендации должны упростить и сделать оправданным использование учителями и обучающимися как самого каталога, так и собранных в нем ресурсов.
Распространение каталога среди образовательных учреждений субъектов Российской Федерации призвано придать массовый характер процессам внедрения информационных и коммуникационных технологий в отечественное образование. Электронная версия настоящего каталога будет доступна для всех благодаря публикации на Федеральном образовательном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru) и на сайте ГНИИ ИТТ «Информика» (http://www.informika.ru).
Следует подчеркнуть, что предлагаемый каталог представляет собой только первое его издание. Информационное наполнение сети Интернет изменяется весьма динамично. Некоторые сайты или отдельные ресурсы исчезают, появляются новые ресурсы. Очевидно, что в целях поддержания актуальности подобных изданий они должны периодически переиздаваться. Работа по подготовке и выпуску новых версий каталогов образовательных ресурсов сети Интернет обязательно будет продолжена. Издание последующих версий будет осуществляться с учетом всех замечаний и пожеланий, которые поступят в наш адрес, чтобы сделать каталог более полным и адекватным потребностям современной системы общего среднего образования.
Каталог адресован, в первую очередь, педагогам и специалистам системы общего среднего образования. Вместе с тем образовательные интернет-ресурсы, ссылки на которые приведены в каталоге, будут полезны для учеников, абитуриентов, родителей и всех тех, кто проявляет интерес к развитию современной школы.
1. Федеральные образовательные ресурсы
 
Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, а также перечень федеральных информационно-образовательных порталов.
1.1. Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
 
Подраздел содержит ресурсы, публикуемые в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральными службами и агентствами, а также подведомственными им организациями, работающими в сфере образования на федеральном уровне. Наряду с официальными сайтами органов управления образованием, представлены сайты, на которых можно получить информацию об отдельных направлениях развития сферы образования, о реализуемых программах и проектах общероссийского масштаба, о ходе и результатах отраслевых программ и научно-исследовательских работ, нацеленных на повышение эффективности российской системы образования.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)
 
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
Федеральная целевая программа развития образования (2006–2010) — ФЦПРО
Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования»
Статистика российского образования
 
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»)
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования
Федеральный институт педагогических измерений
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
Федеральный центр образовательного законодательства
Федеральный центр тестирования
 
1.2. Федеральные информационно-образовательные порталы
 
Подраздел включает перечень федеральных образовательных порталов, выступающих основными источниками информации для всех имеющих отношение к образованию. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.
 
Федеральный портал «Российское образование»
Российский общеобразовательный портал
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
Естественнонаучный образовательный портал
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
Федеральный портал «Инженерное образование»
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Российский портал открытого образования
Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ
Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»
Федеральный специализированный информационный портал «Сравнительная образовательная политика»
 
2. Региональные образовательные ресурсы
 
Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.
2.1. Сайты региональных органов управления образованием
 
Подраздел содержит ресурсы региональных органов управления образованием, публикующих в сети Интернет новости, отчеты, нормативные и другие документы, отражающие деятельность и развитие системы образования в отдельных регионах России. Использование ресурсов раздела дает возможность приобщиться к опыту педагогов из разных регионов страны, наладить профессиональное общение, а также проинформировать коллег о педагогическом опыте, накопленном в регионе.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей государственных образовательных учреждений.
 
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Министерство образования и науки Республики Алтай
Министерство образования Республики Башкортостан
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Министерство образования Пермского края
Министерство образования Ставропольского края
Министерство образования Хабаровского края
Министерство образования Калининградской области
Министерство образования Московской области
Министерство образования и науки Пензенской области
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Министерство образования и науки Челябинской области
Главное управление образования Воронежской области
Департамент образования и науки Краснодарского края
Департамент общего и профессионального образования Брянской области
Департамент образования Вологодской области
Департамент образования Кемеровской области
Департамент образования и науки Липецкой области
Департамент образования Новосибирской области
Департамент общего образования Томской области
Департамент образования Ульяновской области
Департамент образования Ярославской области
Департамент образования города Москвы
Комитет по образованию Волгоградской области
Комитет образования Курской области
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет образования Новгородской области
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
Управление образования Камчатской области
2.2. Региональные информационно-образовательные порталы
 
Подраздел включает перечень наиболее развитых информационно-образовательных порталов, отражающих состояние системы образования в регионах России. Региональные порталы содержат коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, созданные и используемые в региональных системах образования, новости систем образования регионов, информацию о педагогах, живущих и работающих в регионах.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.
 
БайкалНаробраз: информационный портал об образовательных возможностях в Иркутской области и Прибайкальском крае
Информационно-образовательный портал Тюменской области
Костромской образовательный портал
Липецкий региональный образовательный портал
Московское образование: информационный портал Департамента образования Москвы
Новгородский образовательный портал
Новосибирская открытая образовательная сеть (НООС)
Образование Красноярья: портал краевой образовательной сети
Образование и наука Самарской области: региональный портал
Образовательный портал города Брянска и Брянской области
Образовательный портал Республики Татарстан
Образовательный портал города Мурманска
Образовательный портал Псковской области
Образовательный портал Республики Мордовия
Образовательный портал Ростовской области
Образовательный информационный портал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Омский образовательный сервер
Открытое сочинское образование: информационный портал
Пермский городской школьный портал
Пермский региональный образовательный портал
Портал образования, науки и молодежной политики Кабардино-Балкарской Республики
Система образования Ставропольского края
Хабаровская краевая информационная образовательная сеть «Пайдейя»
Школьный портал Калининградской области
Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании
 
2.3. Проекты «Образование» и «Информатизация системы образования» в регионах России
 
Интернет-ресурсы, собранные в подразделе, содержат описание и отражают особенности выполнения работ, проводимых в рамках национального проекта «Образование» и проекта «Информатизация системы образования». Региональные интернет-ресурсы позволяют ознакомиться с основными результатами проектов, полученными и внедренными в региональных системах образования.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей государственных образовательных учреждений, представителей организаций, участвующих или желающих участвовать в национальных проектах в области образования.
 
Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»
Национальный проект «Образование» в Республике Карелия
Национальный проект «Образование» в Калужской области
Национальный проект «Образование» в Мурманской области
Национальный проект «Образование» в Новосибирской области
Проект «Информатизация системы образования» в Республике Карелия
Проект «Информатизация системы образования» в Красноярском крае
Проект «Информатизация системы образования» в Пермской области
3. Образовательная пресса
В разделе представлены ресурсы средств массовой информации, чьи публикации посвящены деятельности системы образования, а также интернет-представительства издательств учебной литературы.
3.1. Средства массовой информации образовательной направленности
 
Подраздел содержит ресурсы, размещаемые в сети Интернет наиболее известными и популярными средствами массовой информации. Материалы, публикуемые на страницах традиционных и электронных газет и журналов, знакомят с новостями сферы образования, представляют различные точки зрения специалистов и педагогов, информируют об учебных и методических разработках. Большинство редакций помещают в сети Интернет архив ранее вышедших публикаций, а также сведения о порядке подписки или приобретения требуемых газет и журналов.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов, учителей и учащихся образовательных учреждений, а также родителей и представителей общественности, интересующихся вопросами образования.
 
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО
Спутниковый канал единой образовательной информационной среды
Учительская газета
Газета «Первое сентября»
Газета «Библиотека в школе»
Газета «Дошкольное образование»
Газета «Здоровье детей»
Газета «Начальная школа»
Газета «Спорт в школе»
Газета «Управление школой»
Газета «Школьный психолог»
Газета «Биология»
Газета «География» 
Газета «История»
Газета «Информатика»
Газета «Искусство»
Газета «Литература»
Газета «Математика»
Газета «Русский язык»
Газета «Физика»
Газета «Химия»
Газета для изучающих английский язык School English
Газета для изучающих французский язык FRAN cité
Журнал «Право и образование»
Журнал «Вестник образования России»
Журнал «Лидеры образования»
Журнал «e-Learning World — Мир электронного обучения»
Журнал «Вопросы интернет-образования»
Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»
Журнал «Открытое образование»
Журнал «Платное образование»
Журнал «Экономика и образование сегодня»
Информационные технологии в управлении школой: электронный журнал
Интернет-журнал «Эйдос»
Интернет-издание «Компас абитуриента»
Квант: научно-популярный физико-математический журнал
Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
ПОИСК — газета научного сообщества
Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей
Психологическая наука и образование: электронный журнал
Соросовский образовательный журнал
Школьная пресса: информационный портал
3.2. Издательства учебной литературы
Подраздел содержит информацию о наиболее крупных издательствах учебной литературы, а также о направлениях и темах, которые представлены и анализируются на страницах публикуемых ими изданий. Использование перечисленных ресурсов позволяет ознакомиться с каталогом продукции издательств, получить информацию о вышедших новинках, об изданиях, готовящихся к печати, приобрести заинтересовавшее издание.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов, учителей и учащихся образовательных учреждений.
 
Портал учебного книгоиздания
Издательство «Академкнига/Учебник»
Издательство «Баласс»
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Издательство «БХВ—Петербург»
Издательский центр «Вентана-Граф»
Издательство «Вербум-М»
Издательство «Вита-Пресс»
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
Издательство «Дрофа»
Издательство «Мнемозина»
Издательство «Мозаика-Синтез»
Издательство «Образование и информатика»
Издательство «Оникс»
Издательство «Просвещение»
Издательство «Питер»
Издательская фирма «Сентябрь»
Издательство «Титул»
Издательство «Центр гуманитарного образования»
Издательство «Ювента»
Издательство «Школьная пресса»
4. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады
В разделе собраны ресурсы, информирующие о проведенных и предстоящих конференциях, выставках, конкурсах и олимпиадах.
 
4.1. Конференции, выставки
Подраздел содержит информацию о сроках, месте и условиях проведении конференций и выставок, так или иначе связанных с образованием. Большинство ресурсов подраздела включают в себя описание разработок и инноваций, апробированных на общественных мероприятиях, позволяют заранее ознакомиться с материалами предстоящих образовательных форумов и принять в них участие.
 
Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.
 
Всероссийский интернет-педсовет
Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика»
Всероссийский форум «Образовательная среда»
Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»
Конференция «Интеграция информационных систем в образовании»
Конференция «Информационные технологии в образовании»
Конференции РЕЛАРН